Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

     Проектно-исследовательская деятельность всегда занимала важное место в образовательной деятельности учащихся. Особенно  этот вид деятельности актуален при реализации стандартов второго поколения как на уроках, так и во внеурочное время. В образовательном процессе всё более широко применяются приемы и методы, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

         Проект в переводе с латинского обозначает «брошенный вперед». Сначала слово «проект» означало замысел, набросок, план того, что будет сделано. В дальнейшем толкование получило развитие - «проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.д.».

         В педагогике проектирование определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащегося, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проект выполняется по следующей схеме:

  • Проблема;
  • Проектирование (планирование);
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация;
  • Портфолио.

         По доминирующей деятельности проекты подразделяются на:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Игровые/ролевые;
  • Информационные:
  • Практико-ориентированные.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Игровой/ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

         Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

            При формировании универсальных учебных действий (УУД) у учащихся   актуальность проектно-исследовательской деятельности неоспорима. Вне зависимости от выбора вида проектной работы происходит  формирование регулятивныхпознавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

         К познавательным УУД относят поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывание, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

         При групповой работе происходит продуктивное формирование коммуникативных УУД - умение договариваться и находить общее решение, строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других.

         Так как очень часто проектно-исследовательская работа предполагает самостоятельную деятельность, то невозможно не  сказать о регулятивных универсальных учебных действиях, таких  как: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.

         Важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, и на этом этапе у школьников формируются личностные УУД - формирование внутренней позиции школьникаразвитие этических чувств.

         Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача очень сложная. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у учащегося ощущение гордости за полученный результат.

         В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Дети должны  рассказать, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка, развитие презентативных умений и навыков.

         Важную роль играет совместная работа школьника – учителя - родителя, которая  позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей очень важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе не будет иметь смысла сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности учащихся при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью необходимо проводить  собрания, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

         Результативность проектно-исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, интеллектуальных способностей,  познавательной самостоятельности,  уровня обученности и воспитанности, что является одной  из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам.

 

 

Литература

1. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. –/ М.А.Ступницкая. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А.Ступницкая. –М.: Первое сентября, 2010.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

4. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2011 год (стандарты второго поколения).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: pljasova (05.09.2016)
Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: