21:47 Как слушать и слышать учеников | |
Как слушать и слышать учениковПедагогика, Учитель, Дети и взрослые, Школьное образование
Федеральные образовательные стандарты делают акцент на развитие коммуникативных навыков учащихся, на их умение излагать свои мысли, уметь говорить и слушать собеседников. И нынешние подходы к обучению предоставляют широкие возможности для учеников принимать участие в дискуссиях, излагать своё мнение, слушать мнение других как в рамках всего класса, так и в микрогруппе, в паре в ходе выполнения учебных задач. Но давайте задумаемся над другой составляющей: насколько учитель внимателен при прослушивании выступлений учеников, насколько корректно и конструктивно его участие в дискуссии, даже при обычном устном ответе. Уверен ли ученик, что учитель слышит его и понимает? Накануне я заглянул в интернет, стал искать материалы на эту тему. Однако находил лишь обратное:
И часто это однобокое стремление «наладить дисциплину»,желание административного давления, чёткого выполнения учительских инструкций приводит к тому, что ученики замыкаются, проявляют пассивность в обсуждении, не торопятся высказывать свои мысли. Согласитесь, для ученика действительно важно, слушает ли его учитель. Это имеет решающее значение во взаимоотношениях между учеником и учителем. Зная, что их учитель внимателен и заинтересован в общении и диалоге, ученики целенаправленнее и эмоциональнее подключаются к обучению. Безусловно, чувство привязанности к учителю является важным стимулом в обучении. Однако показывая ученику всем своим видом, что мы слушаем его, важно не только показать свою доброжелательность, но и стать активным участником диалога. Конечно, легко кивать головой, делая вид, что мы внимательно слушаем. Однако, если учитель не полностью сосредоточен на том, что ученик говорит, то последний склонен думать, что его слушают, но не слышат.
Активное слушание выстроит более доверительные отношения с учениками, будет способствовать большей мотивации ребят к обучению. Своим личным примером мы покажем подопечным, как преодолеть плохие привычки слушания своих товарищей:
Тем более, конструктивным диалог должен быть в беседах воспитательного характера. Например, в следующем диалоге обратите внимание, как учитель слушает ученика, переспрашивает, чтобы убедиться в том, что его правильно понял. Ученик: Мне не нравится эта школа. В старой было лучше. Ребята не очень приятные. Как видите, в данном диалоге учитель стремился уточнить высказывания ученика, насколько его эмоциональное высказывание соответствует действительности. Теперь он чётче представит себе, что необходимо предпринять. Уточняя интерпретацию своих высказываний учителем или одноклассниками, выступающий ученик получает более глубокое представление о своих ощущениях и выводах, он убеждается, что учитель и другие ученики действительно обращают на него внимание. Активный слушатель помогает ученику сфокусироваться на главной идее , на динамике своего выступления. Он погружается в выступление, меньше обращая внимание на его внешние атрибуты (как он выглядит, как оформлены слайды и пр.). Шаги активного слушанияБезусловно, активное слушание является основой обратной связи. Но чтобы быть эффективным, активное слушание должно состоять из ряда конкретных шагов:
Эти шаги, на первый взгляд, просты, однако требуется значительная практика гармоничного включения данного алгоритма в организуемую учебную дискуссию. Ваш пример будет важен и для остальных учеников, которые научатся выслушивать другие мнения, уметь конструктивно и аргументированно возражать. Активное слушание зависит также от умения обеспечивать обратную связь соответствующими словесными и невербальным сигналами. Ученик должен убедиться, что вы внимательно его слушаете. Задавайте тщательно продуманные вопросы, чтобы показать говорящему, что вы слушаете, и помогаете ему в выступлении. Т Словесные сигналы
Невербальные сигналы
Таким образом, во время доклада или выступления с презентацией покажите свое уважение к выступающему. Попытка дать однозначную отрицательную оценку выступления способствует отчуждению учеников и может свести к нулю шансы доверительных отношений. Так или иначе ученик трудился, искал информацию. И, возможно, это ошибка учителя, что он не научил его алгоритму поиска, анализа обрушившегося на ученика невероятного объёма информации. Однако, как бы мы ни старались, независимо от того, сколько внимания мы уделяем выступлению ученика, всегда существует определенная потеря понимания между говорящим и слушателем. Развивая навыки активного слушания, можно свести эти потери к минимуму. Наконец, помните, что уметь хорошо слушать — это самый ценный актив, необходимый инструмент, когда вы организуете учебную дискуссию, доклады и презентации учащихся. Вы навсегда потеряете доверие ученика, даже языком своего тела демонстрируя неуважение к нему. Например, возиться с ноутбуком или телефоном, делать записи в классном журнале, поправлять украшения, переговариваться с соседом в актовом зале или прогнувшись через сидение, что-то жестикулировать другим. Это не только отвлекает, но и показывает неуважение как к докладчику, так и ко всем присутствующим. И вы сами никогда не научитесь чему-либо полезному и не выиграете от того, что было вами же организовано. Постоянное внимание к каждому из выступающих или отвечающих устно на уроках, приведёт к тому, что большее количество учеников захотят видеть в вас старшего друга, наставника, наконец, хорошего собеседника. | |
|
Всего комментариев: 0 | |