Приветствую Вас, Гость
Главная » 2018 » Февраль » 15 » Пять педагогических правил от Николая Гоголя
19:05
Пять педагогических правил от Николая Гоголя

Пять педагогических правил от Николая Гоголя

 ИсторияПерсоныОбразование

  •  2
  •  0
  •  1179
  • 11.02.2018

Спонсор рубрики «Исторические хроники» - компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь прослужил учителем недолго. В 1831 году он опубликовал в «Литературной газете» статью под названием «Несколько мыслей о преподавании детям географии». До сих пор она считается одним из лучших педагогических трудов.

После выхода статьи Гоголь стал вести частные уроки - эта работа его увлекала, да и платили ему хорошо. Потом он получает назначение на государственную службу - преподавателем истории в столичный Патриотический институт (там обучали дочерей военнослужащих), а затем и в петербургский университет. Но уже в 1835 году писатель завершает преподавательскую деятельность.

Один из его бывших студентов писал: «Гоголь прошел по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти».

Замечания? Только с любовью

Один из учеников Николая Васильевича вспоминал: «В добродушной физиономии учителя… не нашли мы и тени педантизма, угрюмости. Уроки Гоголя нам очень нравились. Они так мало походили на другие. В них не боялись мы ненужной взыскательности... Когда кто-нибудь из нас употреблял какое-нибудь выражение, уже сделавшееся давно стереотипным, он быстро останавливал речь и говорил, усмехаясь: «Кто это научил вас говорить так? Это неправильно: надобно сказать так-то». Но какой тон добродушия слышался во всех его замечаниях!».

Больше того, как признавался один из учеников «он влагал и в свои лекции… какое-то воодушевляющее к добру и к нравственной чистоте влияние».

Другой же студент вспоминал: «Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами».

Эта ласковость и ненавязчивость в общении с учениками - в том числе в их критике - имела свои плоды. Писатель Михаил Погодин вспоминал: «Познакомился с Гоголем. Он рассказывал мне много чудес о своем курсе истории в Патриотическом институте. Из его воспитанниц нет ни одной не успевшей».

Без новаторства преподавание теряет смысл

Один из бывших гоголевских учеников писал: «Новаторство было одним из отличительных признаков его характера».

Вот одно из описаний его лекции: «Гоголь овладел совершенно вниманием слушателей. Невозможно было спокойно следить за его мыслью, которая летела и преломлялась, как молния, освещая беспрестанно картину за картиной в этом мраке средневековой истории». 

Николай Васильевич и  сам это прекрасно понимал. Готовясь к написанию учебника истории, рассказывал Погодину: «Сколько приходит ко мне мыслей теперь! Да каких крупных! полных, свежих! Мне кажется, что сделаю кое-что необщее во всеобщей истории».

Кстати, Гоголь был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал свой, авторский курс. Все остальные пользовались чужими конспектами.

Главное - не охладеть

А теперь о плохом. Это уже не столько педагогическое правило от Гоголя, сколько предостережение - не повторять его ошибок. С невиданным энтузиазмом взявшись за преподавание, он довольно быстро охладел к нему. Гоголю стало откровенно скучно. Да и базового исторического образования он не имел - скорее брал оригинальностью и артистизмом.

Историограф университета профессор В. Григорьев признавал: «Гоголь, по незнанию классических древних и новых европейских языков, не обладал даже средствами приобрести надлежащую начитанность, а научные приемы ему были неизвестны».

Он начал прогуливать собственные лекции, часто не появлялся на кафедре неделю, а то и полмесяца. Сказывался больным и даже повязывал себе щеку платком. Конечно, это был всего лишь маскарад.

Ситуация все обострялась. Профессор Александр Никитенко признавался: «Гоголь так дурно читает лекции в университете, что сделался посмешищем для студентов. Начальство боится, чтоб они не выкинули над ним какой-нибудь шалости, обыкновенной в таких случаях, но неприятной по последствиям».

В конце концов Гоголь оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе. «Я расплевался с университетом, - резюмировал Николай Васильевич. - Неузнанный взошел я на кафедру и неузнанный схожу с нее». 

Для России в целом это, вероятно, было к лучшему.

Спонсор рубрики «Исторические хроники» - компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

Просмотров: 280 | Добавил: repmvf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: