Главная » Статьи » Мои статьи |
Проектно-исследовательская деятельность всегда занимала важное место в образовательной деятельности учащихся. Особенно этот вид деятельности актуален при реализации стандартов второго поколения как на уроках, так и во внеурочное время. В образовательном процессе всё более широко применяются приемы и методы, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Проект в переводе с латинского обозначает «брошенный вперед». Сначала слово «проект» означало замысел, набросок, план того, что будет сделано. В дальнейшем толкование получило развитие - «проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.д.». В педагогике проектирование определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащегося, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проект выполняется по следующей схеме:
По доминирующей деятельности проекты подразделяются на:
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Игровой/ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. При формировании универсальных учебных действий (УУД) у учащихся актуальность проектно-исследовательской деятельности неоспорима. Вне зависимости от выбора вида проектной работы происходит формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. К познавательным УУД относят поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывание, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование. При групповой работе происходит продуктивное формирование коммуникативных УУД - умение договариваться и находить общее решение, строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других. Так как очень часто проектно-исследовательская работа предполагает самостоятельную деятельность, то невозможно не сказать о регулятивных универсальных учебных действиях, таких как: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности. Важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, и на этом этапе у школьников формируются личностные УУД - формирование внутренней позиции школьника, развитие этических чувств. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача очень сложная. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у учащегося ощущение гордости за полученный результат. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Дети должны рассказать, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка, развитие презентативных умений и навыков. Важную роль играет совместная работа школьника – учителя - родителя, которая позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей очень важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе не будет иметь смысла сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности учащихся при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью необходимо проводить собрания, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Результативность проектно-исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, интеллектуальных способностей, познавательной самостоятельности, уровня обученности и воспитанности, что является одной из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам.
Литература 1. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. –/ М.А.Ступницкая. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А.Ступницкая. –М.: Первое сентября, 2010. 3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) 4. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2011 год (стандарты второго поколения).
| |
Просмотров: 358 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |